Общественная палата Тюменской области выступила с инициативой как можно скорее поставить под контроль обращение с медицинскими отходами, в том числе и чрезвычайно опасными.
Главный эпидемиолог УрФО Александр Марченко отмечает, что Всемирная организация здравоохранения еще в 1979-м причислила медотходы к группе опасных и указала на необходимость создания специальных служб по их переработке. Однако в России этот вопрос, в отличие от обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), законодательно не урегулирован до сих пор. По оценке экспертов, в грамме медицинских отходов содержится около 300 миллиардов микроорганизмов, зачастую чрезвычайно опасных, — в сотни раз больше, чем в обычном мусоре.
Недобросовестные участники рынка свыше половины инфицированных отходов не обезвреживают, а отправляют на полигоны или на несанкционированные свалки.
К тому же никто толком не знает, сколько таких отходов образуется. По официальным отчетам департамента здравоохранения Тюменской области, за прошлый год медорганизации региона генерировали 12,4 тысячи тонн отходов, в том числе 730 тонн опасных и 849 тонн чрезвычайно эпидемиологически опасных. Причем при общем приросте объемов примерно на треть количество двух последних видов увеличилось в 3,5 и более чем в 67 раз соответственно. Согласно данным госконтрактов, находящихся в открытом доступе, медицинских отходов было образовано как минимум втрое больше — не менее 37 тысяч тонн.
Представители областного управления Роспотребнадзора обращают внимание на массовые нарушения больницами санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Так, в 2021 году по итогам проверки 226 объектов здравоохранения было оформлено 44 предостережения и вынесено 52 постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц, которых оштрафовали на 1,8 миллиона рублей.
О систематических нарушениях СанПиН свидетельствуют и сотрудники природоохранной прокуратуры. Только за первый квартал 2022 года при проверках 12 учреждений здравоохранения Тюмени, Ялуторовска и Заводоуковска они выявили многочисленные факты сбора медотходов в немаркированные емкости, а также отсутствия учета и ненадлежащего ведения соответствующей документации.
Ольга Загвязинская, член Общественной палаты региона, более двух десятков лет осуществлявшая надзор за соблюдением законодательства в прокуратуре Тюменской области, рассказала, что два года назад, в начале пандемии, они пытались проследить путь использованных иголок и шприцев, спецодежды и т. п. Но безуспешно. Немало вопросов у специалистов вызывают и требования СанПиН, согласно которым медицинская организация в «зависимости от ее возможностей» почему-то вправе самостоятельно выбирать методы обезвреживания опасных медотходов — от простой дезинфекции до обеззараживания.
Ну а дальше путь опасных отходов еще более тернист. Антон Елютин, гендиректор компании, специализирующейся на их утилизации, утверждает: из-за отсутствия законодательного регулирования и контроля недобросовестные участники рынка свыше половины инфицированных или потенциально инфицированных отходов классов опасности Б и В не обезвреживают должным образом, а смешивают с отходами класса А и захоранивают на полигонах или вывозят на несанкционированные свалки. Это позволяет им удешевлять свои услуги и демпинговать на торгах.
Отметим, что еще три года назад в стране указом президента была поставлена задача внедрения безопасных технологий обращения с биологическими и медицинскими отходами. Но, как отмечают участники процесса, решение вопроса не сдвинулось, хотя существует немало перспективных наработок. Так, одна из тюменских компаний разработала компактную автоматическую установку термического обезвреживания, которая получила положительные заключения госэкспертизы. Ученые Тюменского госуниверситета предложили принципиально новый подход к утилизации медотходов путем их превращения в бездымное топливо методом высокотемпературной карбонизации. Внедрению новых технологий во многом препятствует отсутствие обязательных требований со стороны государства, считают эксперты.
Специалисты и общественники предлагают разработать профильный федеральный закон и необходимые подзаконные акты, предусмотрев обязательное лицензирование такой деятельности, использование спецтранспорта и утилизационных установок, имеющих заключения государственной экологической экспертизы и медико-биологического агентства. И, конечно же, тщательный контроль, включающий видеофиксацию всех этапов. Разработку нормативной базы тюменцы готовы взять на себя, чтобы областная Дума могла выйти с законодательной инициативой в Федеральное собрание РФ.
В то же время председатель областной Общественной палаты Геннадий Чеботарев обещает уже к осени вынести на широкое обсуждение, а затем представить в правительство и облдуму региональную концепцию трехуровневой системы комплексного обращения с медотходами, подразумевающей их учет, сбор, сортировку, обезвреживание и последующую утилизацию. Ее создают по аналогии с уже действующей системой обращения с ТКО и предлагают как можно скорее апробировать в рамках одного региона для последующего тиражирования в масштабах страны.
Между тем
Тюменские общественники считают, что офисную бумагу, упаковку и тому подобные отходы, образуемые учреждениями здравоохранения и относящиеся сейчас к медицинским класса А, следует причислить к ТКО — с соответствующими требованиями. Это позволило бы сэкономить немалые средства, в том числе бюджетные, а вторсырье направлять на переработку. Ведь только в УрФО ежегодно образуется почти 300 тысяч тонн медицинских отходов, из которых не менее 80 процентов относятся к классу А.
Источник: ecoindustry.ru